1 - День части 24 обр. СпН (1977 г.)
1 - 17 Воздушно-десантная операция с высадкой 7 и 31 гв. вдд в Венгрию (1956 г.)
2 - Родился Сухоруков Дмитрий Семенович, генерал армии, Командующий ВДВ с января 1979 г. по июль 1987 г. (1922 г.)
4 - День воинской славы России - День народного единства
5 - День военного разведчика
9 - День создания Котельниковым Г. Е. парашюта РК-1 (1911 г.)
10 - Родился Слюсарь Альберт Евдокимович, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, председатель Международного союза Десантников (1934 г.)
13 - День Войск радиационной, химической и биологической защиты
13 - Родился Ачалов Владислав Алексеевич, генерал-полковник, Командующий ВДВ с января 1989 г. по декабрь 1990 г. (1945 г.)
13 - День части РВВДКДКУ имени генерала армии В.Ф.Маргелова (1918 г.)
15 - День части 119 гв. пдп (1976 г.)
16 - День части 285 упдп 242 учебного центра ВДВ (1961 г.)
17 - День части 1140 дважды Краснознаменного гв. ап (1918 г.)
19 - День ракетных войск и артиллерии
20 - Родился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (1946 г.)
20 - День части 97 ордена Красной Звезды Кубанского казачьего гв. пдп (1948 г.)
20 - Родился Герой Советского Союза генерал-полковник Востротин Валерий Александрович Председатель Союза десантников России (1952 г.)
25 - Родился гв. ст. Лалакин Сергей Николаевич член Наблюдательного совета Союза десантников России, Председатель Попечительского фонда "Наследие" (1956 г.)
27 - День Морской пехоты
12 апреля 2014 года. Сегодня в мире празднуют День космонавтики, 53 года назад летчик-испытатель Юрий Гагарин на корабле «Восток» покинул пределы Земли. Он пробыл на орбите 108 минут, за которые успел сделать один виток вокруг нашей планеты.
Логично предположить, что мысли об устройствах для безопасного спуска должны были появиться параллельно с развитием авиации. Однако такие конструкции были придуманы людьми задолго до появления летательных аппаратов. О тормозящих свойствах вогнутых поверхностей знали еще в древнем Китае, юго-восточной Азии и Африке, где парашюты использовались в основном для проведения зрелищных мероприятий. В XX веке парашюты нашли применение в различных областях, в том числе в космонавтике. Лидером парашютостроения России является НИИ парашютостроения.
В Китае и юго-восточной Азии были широко распространены прыжки с зонтами, а в некоторых негритянских племенах – прыжки с широкими пальмовыми ветвями. Вряд ли первые создатели парашютов могли представить, что в XXI веке на парашюте можно будет не только спрыгнуть с обрыва или высокого здания, но вернуться на Землю и даже совершить посадку на Марс.
Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона, которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности. Считается, что первый проект парашюта придумал итальянец Леонардо да Винчи еще в XV веке, который в своем «атлантическом кодексе» изобразил эскиз парашюта с куполом в форме четырехгранной пирамиды.
«Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона, которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности», – написал Леонардо да Винчи в своей рукописи 1495 года.
На практике идею Леонардо применил в 20-х годах XVII века француз Лавен, который сшил из простынь шатер, прикрепил к его низу пластины из китового уса и веревки и, держась за сведенные вместе веревки, прыгнул со стены крепости, в которую он был заточен, в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился.
В 1617 году в своей книге епископ Фауст Вернацио описал и изобразил парашют с куполом квадратной формы. В 1783 году свою конструкцию парашюта предложил француз Луи Себастьян Ленорман, которая представляла собой жесткий конусообразный купол со спускающимися от периметра стропами. Именно Ленорман назвал свое изобретение «парашютом» от французского – «para» - предотвратить и «chute» - падение. Однако практического применения конструкция Ленормана не нашла из-за неудобства крепления к корзине воздушного шара.
XX век – развитие авиации
Важнейшим этапом в истории парашютостроения стало развитие авиации.
Первый парашют для использования в авиации изобрел русский техник-самоучка Глеб Котельников, который в 1911 году создал специальный парашют для летчиков. Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после выдергивания вытяжного кольца. В 1924 году был запатентован мягкий ранец. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор. Первая модель парашюта называлась РК-1 – «русский котельниковский первый». Первый парашют раскрывался в 100% случаев.
23 июня 1927 года летчик-испытатель Михаил Михайлович Громов впервые в СССР применил спасательный парашют, совершив прыжок из самолета на высоте 600 м. Это был парашют американской компании Ирвин, сделанный из чистого шелка. Летчики, спасшиеся при помощи парашютов этой компании, получали маленькую золотую фигурка тутового шелкопряда.
С 1929 года парашюты стали обязательными для всех летчиков и воздухоплавателей.
Первый в мире воздушный десант
Началом массового развития парашютизма в Советском Союзе считается 26 июля 1930, когда группа военных летчиков впервые выполнила прыжки с самолета. 26 июля стало Днем парашютиста. В СССР появляются первые в мире воздушно-десантные войска. Впоследствии эта идея была перенята армиями других стран.
В 1930 году в Москве появилась первая в России парашютная фабрика. Через пять лет создается уже Государственный завод-комбинат по производству парашютов.
Революцию в парашютном деле совершил первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта, созданный в 1936 году братьями Дорониными. Это изобретение сделало возможным прыжки с любых высот и в самых трудных погодных условиях.
В 1946 году для разработки опытных образцов парашютно-десантной техники и снаряжения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области парашютостроения создается Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники (НИЭИ ПДС), позже переименованный в НИИ парашютостроения.
Парашюты для космонавтики
Важнейшим и одним из приоритетных направлений деятельности НИИ парашютостроения стало создание парашютных систем (ПС) для космоса. Результатом работы в этом направлении стал успешный спуск на ПС, разработанных в НИИ, аппаратов серий «Венера» и «Вега» на поверхность Венеры (1965-1985 годы). В 1971 и 1974 годах успешна была осуществлена посадка на поверхность Марса аппаратов «Марс-3» и «Марс-6».
В Институте разрабатывали парашютные системы для всех российских пилотируемых космических кораблей. С помощью этих парашютов возвратились на Землю более 300 космонавтов, в том числе, граждане других стран.
С 1987 по 1992 год в НИИ впервые в практике мирового парашютостроения были разработаны и испытаны сверхзвуковые тормозные парашютные системы. Кроме того, были разработаны технические предложения по парашютной системе для спасения ракетных блоков массой 43 т. В дальнейшем нашими специалистами были разработаны новые конструкции парашютов для спасения объектов массой 53 т и 70 т.
В 1990-х годах НИИ парашютостроения разработал, изготовил, провел полный цикл квалификационных испытаний и сдал заказчику, голландской фирме FOKKER, парашютную систему для спасения ускорителя бустера европейской ракеты-носителя «Ариан-5» массой 40 т. Также были разработаны парашютные системы для капсулы «Кариан» для французской фирмы Аэроспасьяль и для капсулы «Экспресс» по заказу немецкой фирмы ERNO.
В настоящее время заканчиваются работы по разработке парашютной системы для европейского космического аппарата «Эксперт». Летом 2014 года парашютная система после проведения квалификационных испытаний должна быть поставлена заказчику для штатного применения. На сегодня разработан опытный образец парашютной системы для приземления российского многоразового возвращаемого аппарата перспективного пилотируемого транспортного космического корабля, на котором могут возвращаться 4-6 космонавтов, который также планируется использовать для полетов и приземления на Луну и Марс.
Наши дни
В 2008 году НИИ парашютостроения вошел в состав Концерна Ростеха «Авиационное оборудование». Институт – одно из немногих в мире предприятий, способных самостоятельно осуществлять полный жизненный цикл по созданию парашютных систем всех типов, включая комплексные наземные и летные испытания парашютных систем, авторского сопровождения в процессе эксплуатации и утилизации, что является беспрецедентным случаем в мировой практике.
Сегодня НИИ производит весь спектр изделий парашютной техники: спасательные, десантные, спортивно-тренировочные, посадочные тормозные, противоштопорные, грузовые, для беспилотных аппаратов, десантирования боевой техники и расчетов, низковысотного десантирования, ближнего и дальнего космоса, головных частей ракетных комплексов, авиационных и артиллерийских боеприпасов и др.
Автор статьи активный член Нижегородской организации