“Кто хочет обидеть Россию, будет иметь дело с ВДВ” - Командующий ВДВ Шаманов В. А.
Герои и звезды
ГАЗЕТА "Союза десантников России"
Память поколений
Реабилитация
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Ноябрь :

1 - День части 24 обр. СпН (1977 г.)

1 - 17 Воздушно-десантная операция с высадкой 7 и 31 гв. вдд в Венгрию (1956 г.)

2 - Родился Сухоруков Дмитрий Семенович, генерал армии, Командующий ВДВ с января 1979 г. по июль 1987 г. (1922 г.)

4 - День воинской славы России - День народного единства

5 - День военного разведчика

9 - День создания Котельниковым Г. Е. парашюта РК-1 (1911 г.)

10 - Родился Слюсарь Альберт Евдокимович, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, председатель Международного союза Десантников (1934 г.)

13 - День Войск радиационной, химической и биологической защиты

13 - Родился Ачалов Владислав Алексеевич, генерал-полковник, Командующий ВДВ с января 1989 г. по декабрь 1990 г. (1945 г.)

13 - День части РВВДКДКУ имени генерала армии В.Ф.Маргелова (1918 г.)

15 - День части 119 гв. пдп (1976 г.)

16 - День части 285 упдп 242 учебного центра ВДВ (1961 г.)

17 - День части 1140 дважды Краснознаменного гв. ап (1918 г.)

19 - День ракетных войск и артиллерии

20 - Родился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (1946 г.)

20 - День части 97 ордена Красной Звезды Кубанского казачьего гв. пдп (1948 г.)

20 - Родился Герой Советского Союза генерал-полковник Востротин Валерий Александрович Председатель Союза десантников России (1952 г.)

25 - Родился гв. ст. Лалакин Сергей Николаевич член Наблюдательного совета Союза десантников России, Председатель Попечительского фонда "Наследие" (1956 г.)

27 - День Морской пехоты

НАШИ ПАРТНЕРЫ
сайт музея-квартиры В.Ф. Маргелова сайт Крылья границы сайт ветеранов 345-го гвардейского ОПДП О десанте без границ Сослуживцы Стройзеленхоз Сайт о десантнике №1, легендарном Командующем ВДВ - В. Ф. Маргелове сайт РВДКУ - портал ВДВ все о ВДВ soldat.ru сайт студии Голубые молнии Солдаты России Автосервис ВДВ официальная Россия Федеральная служба государственной статистики Большое братство ОБД Мемориал ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой войны Космодром Плесецк Военная песня Защитники родины - Сайт о русских солдатах Музей ВДВ Цусима.SU конкретно tv Псковское региональное отделение Союз десантников Солдаты России Российское кадетское братство

Главная Деятельность организации Интервью с В.Шамановым о перспективах ВДВ
22.02.2012
 
Интервью с В.Шамановым о перспективах ВДВ.
 

МОСКВА, 22 фев - РИА Новости, Игорь Андреев. Армейская авиация может войти в состав соединений Воздушно-десантных войск (ВДВ) уже в ближайшей перспективе, сообщил в эксклюзивном интервью РИА Новости командующий ВДВ Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов. "Сейчас этот вопрос прорабатывается Генеральным штабом. При этом нашу позицию поддерживают и в Главном командовании Сухопутных войск, и в главном оперативном управлении Генштаба Вооруженных Сил РФ", - сказал собеседник агентства.

По словам генерала, идеальным вариантом было бы включение полков или бригад армейской авиации в состав соединений ВДВ, в этом случае появилась бы возможность максимально эффективно использовать вертолеты как в подготовке войск, так и во время реальных боевых действий. "Но, учитывая количественное и качественное состояние армейской авиации, которая, наконец, впервые за 20 лет получила возможность обновить вертолетный парк, сегодня нас устроила бы даже одна переданная нам в оперативное подчинение и дислоцирующаяся недалеко от какого-либо из наших полигонов вертолетная бригада", - добавил Шаманов.


Воздушно-десантные войска (ВДВ) давно и по праву считаются армейской элитой. Именно десантники сыграли решающую роль во всех военных конфликтах новейшей российской истории, а совершенный в 1999 году марш-бросок из Боснии в Косово наглядно показал всему миру емкий смысл их девиза: "Есть ВДВ, и нет задач невыполнимых". О подготовке, вооружении, задачах и возможностях российских десантников накануне Дня защитника Отечества в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Игорю Андрееву рассказал командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов.


- Владимир Анатольевич, ведущие армии мира давно и успешно проводят боевые операции на территориях других государств. А способны ли на подобные масштабные операции за тысячи километров от российских границ наши десантники? Как в этом случае может осуществиться их переброска в район боевых действий?

- Наверное, ответ на этот вопрос уже дали события предыдущих лет, и наиболее яркий пример боевого применения ВДВ на чужой территории - участие десантников в "пятидневной" войне. Тогда - в августе 2008 года - десантники были переброшены в район боевых действий тремя видами транспорта: по железной дороге, большими десантными кораблями морем, и самолетами Военно-транспортной авиации (ВТА). При этом именно оперативность переброски соединений ВДВ в район конфликта, считаю, позволила не только локализовать, но и деморализовать выступившую в роли агрессора грузинскую армию, в немалой степени предопределив не только исход конфликта, но и его скоротечность.

Показателен и другой пример: в 2010 году именно переброска всего лишь одного десантно-штурмового батальона на российскую авиабазу Кант в разгар беспорядков в Киргизии, по оценкам местных политиков, стала причиной локализации военного конфликта и предотвратила кровопролитие. И это при том, что десантники не вмешивались в конфликт. Чтобы остудить горячие головы тогда, оказалось достаточно лишь самой переброски ВДВ в район конфликта.

Так что ВДВ способны выполнить сегодня любую боевую задачу не только у российских границ, но и на территории других государств. Ведь классический пример боевого применения десантников - именно действия в тылу противника, для чего наши соединения, начиная с 1970-х годов, начали оснащаться не только боевой техникой, но и средствами ее десантирования парашютным способом. При этом сегодня нам вовсе не обязательно бросать в тыл противника все сто процентов личного состава и техники. Парашютным способом в район боевого применения доставляется лишь первый эшелон наших войск. Главные же силы будем десантировать в район боевого применения не парашютным, а посадочным способом - самолетами военно-транспортной авиации на захваченные передовым отрядом аэродромы противника. Поэтому сегодня в составе ВДВ есть и не десантируемая, но авиатранспортабельная, то есть перевозимая самолетами ВТА боевая техника. Те же, например, зенитные ракетные комплексы "Стрела-10М", приход которых в войска значительно увеличил наши возможности по противовоздушной обороне.


А можете сравнить выучку, опыт и техническое оснащение российских и зарубежных десантников?

- Сравнивать выучку и возможности наших и зарубежных парашютистов мне, как командующему ВДВ, согласитесь, будет не совсем корректно. Поэтому воздержусь от подобных оценок. Говоря же о технической составляющей, скажу как о наших преимуществах, так и о проблемах. Так, например, по уровню развития средств десантирования техники и грузов мы сегодня лидируем, имея возможность десантировать объекты весом до 18 тонн. Наши зарубежные коллеги таких возможностей пока не имеют. Да и надежность всех наших принятых на вооружение систем десантирования техники и грузов существенно выше их зарубежных аналогов. Такими возможностями не могут похвастаться ни американцы, ни англичане, ни немцы. Зато состояние нашей Военно-транспортной авиации, от которого напрямую зависят наши возможности по численности разовой выброски десанта, увы, является одной из серьезных проблем при классическом, то есть парашютном боевом применении. Второй серьезной проблемой, значительно ограничивающей наши возможности в масштабной современной войне, я назвал бы уже упомянутую нашу систему ПВО. Да, возможности противовоздушной обороны наших дивизий за последние пять лет, с приходом в войска тех же ЗРК "Стрела-10М" существенно увеличились, но все же по-прежнему далеки от оптимальных кондиций. Ведь в противоборстве с любой современной армией основная угроза нашим подразделениям будет исходить именно с неба.


- Вопрос из другой области: какова, на Ваш взгляд, обстановка на российском Северном Кавказе сегодня в сравнении с 1999 годом и может ли на нее повлиять обострение ситуации на Ближнем Востоке?

- Обстановка на Северном Кавказе противоречивая. И меня, как участника двух военных кампаний на Северном Кавказе, конечно же, не может не настораживать ситуация в Дагестане. Так уж вышло, что общаясь с представителями этого региона, я, что называется, из первых уст узнаю о том, что там происходит. Назову вещи своими именами: постоянно растущее информационное воздействие на местную молодежь со стороны экстремистских и радикальных религиозных группировок оборачиваются в итоге ежедневными сводками о вспышках террористической активности. И это не может не вызывать беспокойства. Ведь в 1999 году именно антиваххабитский и антитеррористический настрой местного населения позволил нам быстро локализовать пришедшие в Дагестан из Чечни бандгруппы.

Что касается Ближнего Востока, безусловно, то, что там происходит - это столкновение геополитических интересов. Понятно, что обострение ситуации в этом регионе скорее всего усилит и действия, направленные на дестабилизацию обстановки в нашей стране. Чтобы понять эту связь, напомню, что во время проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе среди убитых и захваченных в плен боевиков были представители 53 стран мира, в том числе примерно из 30 стран Ближнего Востока.


- А как повлиял полученный десантниками реальный боевой опыт на организацию боевой подготовки?

Опыт, оплаченный кровью, действительно поменял наши подходы к боевой подготовке. Она стала конкретной, более приближенной к реальному боевому применению войск. Приведу характерный пример. Уже много лет мы проводим горно-полевой выход курсантов Рязанского десантного училища на горном полигоне дислоцирующейся на Кубани 7-й десантно-штурмовой дивизии. Только раньше курсанты ездили на юг как обыкновенные отдыхающие, на поезде, правда, не в мягком, а в плацкартном вагоне. Теперь "плацкартные места" заказываем для них в ИЛ-76 - с десантированием на незнакомую местность и последующим выполнением на ней боевой задачи. При этом задачу они получают только в самолете. Показательным было и прошлогоднее учение 7-й десантно-штурмовой дивизии со средствами усиления из других дивизий - артиллерии из Иваново, разведчиков из Кубинки, полка связи из подмосковных Медвежьих Озер. В ходе этих учений было применено три парашютных десанта. Один из них - на управляемых парашютах на ограниченную площадку приземления в горах, пять десантов на транспортно-боевых вертолетах при поддержке боевых вертолетов Южного военного округа и еще один десант был высажен с большого десантного корабля Черноморского флота. При этом всем десантникам предстояло выполнить единую задачу в труднопроходимой горно-лесистой местности. Ну а в ходе учения "Центр-2011" подразделения 98-й дивизии десантировались на Чебаркульский полигон, на котором они не были раньше, 31-я бригада на полигон "Капустин Яр", а оперативная группа 98-й дивизии с подразделениями обеспечения выполняла задачи в республике Таджикистан. Насыщенным подобными мероприятиями будет и нынешний 2012 год, в котором мы, кстати, еще раз "откроем Америку", проведя во второй половине мая вместе с силами специальных операций США антитеррористические учения на их территории.


- Оптимальна ли, на Ваш взгляд, сегодняшняя дивизионная структура ВДВ? Планируется переход ВДВ на бригадную структуру?

Планом развития ВДВ, который утвержден Верховным Главнокомандующим, в ближайшее время - до 2016 года - не предусмотрен такой переход и отказ от дивизионной основы. Значит, нынешняя структура ВДВ на сегодняшний день оптимальна и в ближайшие годы меняться не будет. При этом ни одну структуру никогда нельзя назвать до конца оптимальной: ведь меняются средства вооруженной борьбы, способы ведения боевых действий, а значит, в соответствии с этими изменениями должна совершенствоваться и структура войск.


Основу парка боевых машин ВДВ составляют эксплуатируемые уже по 25-30 лет БМД-2. Как десантникам в августе 2008 года удалось выполнить на такой технике боевую задачу? Когда и какая машина сменит БМД-2, как скоро начнутся ее массовые поставки, какая еще новая техника поступит в войска?

- Когда десантник № 1, Василий Филиппович Маргелов, получил поддержку со стороны государства и были определены заводы, где началось производство боевых машин специально для Воздушно-десантных войск, Маргелов привлек в ВДВ сотни специалистов технического профиля - танкистов, артиллеристов. Один из них - генерал Ачалов - впоследствии стал командующим ВДВ и первым замминистра обороны СССР. Я в свое время тоже начинал службу в Ташкентском танковом училище, в десантной роте. Это уже позже, после двух лет обучения, нашу роту перевели в Рязанское десантное училище. У нас были и артиллеристы, например, генерал армии Топоров, который заканчивал Одесское артиллерийское училище, а начинал службу в ВДВ командиром взвода противотанковых орудий. Так вот еще в маргеловские времена эти специалисты привнесли в ВДВ особое отношение к технике, как к самому дорогому достоянию войск. И сегодня, благодаря этому передаваемому из поколения в поколение особому отношению к технике, она у нас боеготова, несмотря на преклонный возраст. Хотя именно сегодня появляются в этом плане и большие проблемы: годами обслуживающие и ремонтирующие нашу технику ремонтно-восстановительные батальоны расформированы, взявшие на себя эти задачи сторонние ремонтные организации не всегда на должном уровне с ними справляются.

Безусловно, одной из важнейших задач, стоящих перед нами сегодня, является перевооружение ВДВ на новую боевую машину десанта - БМД-4 - и формирование на ее базе целого ряда специальных машин. Таких как БТР-Д "Ракушка", машина радиационной и химической разведки РХМ-5, опытная войсковая эксплуатация которой уже началась на полигоне "Тесницкое", и других.

На основе разработанной нами "Концепции развития ВДВ" тульское предприятие "КБ Приборостроения" разработало "Комплексную целевую программу развития вооружения ВДВ до 2020 года", которую еще в 2009 году утвердила Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ. В результате государственной программой вооружения до 2020 года предусмотрено полное перевооружение ВДВ на новую технику. Однако неурегулированными остались некоторые вопросы, вынесенные на прошлогоднем заседании ВПК, проходившем в Туле, когда заместитель председателя ВПК Юрий Борисов и председатель Госдумы Борис Грызлов вынуждены были выяснять, почему же в 2011 году в войска не поступили первые образцы модернизированных БМД-4 и БТР "Ракушка".

Дело в том, что первая поступившая в войска партия БМД-4 - это по сути получившая новый комплекс вооружения, но сохранившая старую базу боевая машина, к которой и у нас, и у начальника Генерального штаба действительно были большие претензии по бронезащищенности и надежности шасси. Да, принятая на вооружение в 2005 году БМД-4 получила мощнейшее вооружение и современную, не имеющую аналогов, цифровую систему управления огнем. Однако опытная эксплуатация первой партии этих машин показала недостаточную надежность их силового блока. С целью устранения указанного недостатка и повышения степени унификации с боевыми машинами Сухопутных войск, промышленниками была проведена глубокая модернизация БМД-4. В результате БМД-4М, получившая ряд более надежных узлов и агрегатов силового блока БМП-3, стала надежнее, а бронезащищенность ее корпуса - значительно выше.

Выполняя указания начальника Генерального штаба, с особой требовательностью относящегося к качеству техники ВДВ, "Курганмашзавод" усилил защищенность БМД-4 от снарядов и мин еще и за счет установки дополнительной навесной бронезащиты. В итоге мы получили два варианта комплектации боевой машины десанта: обычную, когда технику предполагается десантировать парашютным способом, и повышенной защищенности, когда на боевые машины крепится навесная полуторатонная бронезащита.

По этому пути - наличия двух или даже трех вариантов бронезащищенности - уже давно идут ведущие армии мира. Только вот максимально утяжеленные варианты зарубежных машин в отличие от нашей "четверки" не плавают.

Теперь вопрос в том, как скоро начнутся серийные поставки БМД-4М в войска и когда промышленным предприятиям, наверстав упущенное, удастся выйти на запланированные объемы поставок. Вопрос для нас очень важный, ведь новая боевая машина как воздух нужна имеющим старую технику Воздушно-десантным войскам, поэтому мы очень надеемся на помощь в этом вопросе вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего ВПК.

Думаю, что подход Рогозина к перевооружению войск и к ситуации в отечественном военно-промышленном комплексе уже в ближайшее время даст свои результаты. Надеюсь, что под его руководством процесс перевооружения ВДВ ощутимо ускорится.

Существенно увеличат боевые возможности ВДВ и разрабатываемые "ЦНИИТОЧМАШ" новые артиллерийские системы на 7-катковой базе 120-миллиметрового и 152-миллиметрового калибров. Перевооружить ими артиллерию ВДВ также планируется до 2020 года.

Ну а в плане автомобильной техники, мы уже почти полностью перешли на двуосный КамАЗ "Мустанг". Правда, он пока еще не имеет средств десантирования, но уже в этом году будет задана опытно-конструкторская работа по созданию платформы для десантирования нового типа.


- Планируется ли закупать для ВДВ в 2012 году новые средства автоматизации?

Завершение оснащения ВДВ средствами автоматизации "Полет-К" - еще одна из наших важнейших задач. На 75 процентов в 2011 году мы ее выполнили. Командование ВДВ предложило дооснастить десантников в текущем году средствами автоматизации "Полет-К" до уровня 100 процентов. Генеральный штаб и замминистра обороны Дмитрий Анатольевич Чушкин нас поддержали, а возглавляемая министром обороны бюджетная комиссия это предложение утвердила. Так что к концу года все подразделения ВДВ будут оснащены этой системой. Однако мало получить средства автоматизированного управления боем, не менее важно научиться на них работать. Для чего вовсю обкатываем и осваиваем эти средства. Вот и на масштабных учениях "Кавказ-2012", к которым привлекаются подразделения 7-й десантно-штурмовой дивизии, будем работать только "в автомате".


- Вы давно говорите о необходимости включить в состав ВДВ армейскую авиацию. Реальна ли подобная перспектива?

- Если быть точным, я говорил, что идеальным вариантом было бы включение полков или бригад армейской авиации в состав соединений Воздушно-десантных войск. Тогда и только тогда мы имели бы возможность максимально эффективно использовать вертолеты как на войне, так и в боевой подготовке. Но учитывая количественное и качественное состояние армейской авиации, которая, наконец, впервые за 20 лет получила возможность обновить вертолетный парк, сегодня нас устроила бы даже одна переданная нам в оперативное подчинение и дислоцирующаяся недалеко от какого-либо из наших полигонов вертолетная бригада. Сейчас этот вопрос прорабатывается Генеральным штабом. При этом нашу позицию поддерживают и в Главном командовании Сухопутных войск, и в главном оперативном управлении ГШ ВС РФ.


- Когда армия начнет серийно получать модифицированные Ил-76, Ил-476, Ан-124 "Руслан"? О каком количестве самолетов может идти речь?

- Основные надежды в этом плане возлагаем на Ульяновский авиазавод. Заводские испытания нового самолета Ил-476 должны начаться уже через год. При этом не меньшее значение имеет предусмотренная государственной программой вооружения модернизация существующего парка ИЛ-76. Так же до 2020 года этой программой предусмотрена закупка десяти самолетов Ан-124 "Руслан". Порядка 20-30 таких самолетов сейчас заказывают и различные коммерческие структуры. Поэтому, учитывая возможности этих больших самолетов, полагаю, было бы целесообразно по примеру США разработать и принять закон об использовании продукции двойного назначения в военных нуждах. Когда у наших заокеанских коллег встает вопрос о крупных воздушных перебросках, они временно изымают для нужд армии летательные аппараты, компенсируя их владельцам коммерческую стоимость аренды самолетов. Такой подход, кстати, сэкономил бы немалое количество государственных средств.

Смотрим мы и в сторону Ан-70, но последние два года что-то не добавляют оптимизма. С одной стороны, самолет вроде бы рекламируют, серийные поставки Ан-70 фигурируют в "Госпрограмме вооружения", но на последнем авиасалоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском он почему-то не был даже представлен. Хотелось бы, чтобы украинские товарищи все-таки честно сказали, будет ли этот самолет в итоге летать или нет?


- Какие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) сейчас применяются в ВДВ и планируются к поставке в войска? В каких еще вспомогательных средствах нуждаются войска?

- На снабжении разведывательных подразделений ВДВ стоят беспилотные комплексы ближнего действия "Груша". При этом на учениях мы обкатываем и аппараты Ижевского машиностроительного завода, и концерна "Вега", и казанского предприятия "Эникс". С последними, кстати, работаем уже пятый год, и очень ими довольны. В обозримом будущем планируем проведение сравнительных испытаний различных типов БПЛА, работающих именно в интересах Воздушно-десантных войск. Отмечу, что нас интересуют не только легкие беспилотные летательные аппараты, используемые для разведки и корректировки огня артиллерии, но также и ударные беспилотные комплексы ближнего действия и малой дальности.

Также, учитывая сегодняшнюю концепцию боевого применения ВДВ, скажу, что нам очень не хватает дельтапланов с моторами, сборно-разборных плавательных средств преодоления водных преград, малогабаритных транспортных средств для передвижения по снежной целине, тех же незаменимых в условиях бездорожья квадроциклов. Пока ничего из этого списка, причем солидно и добротно сделанного, промышленность нам, увы, не предлагает.


- Планируется ли закупать для ВДВ так называемую "экипировку солдата будущего"? Речь идет об экипировке российского производства, или это будут зарубежные образцы?

- Здесь мы участвуем в составе рабочей группы сил общего назначения под руководством главнокомандующего Сухопутными войсками. На сегодняшний день из элементов боевой экипировки требуют доработки средства ГЛОНАСС - точность определения местоположения военнослужащего или бронеобъекта на поле боя пока недостаточная. Как и разрешающая способность оптических приборов.

И все же уверен, что наша промышленность обеспечит армию снаряжением, которое будет полностью отвечать потребностям войск. Можете считать меня оптимистом, но я рассчитываю, что мы начнем оснащение ВДВ перспективной боевой экипировкой отечественного производства через полтора - два года.

В первую очередь обеспечим этими средствами разведывательные подразделения, затем так называемые батальоны первой очереди, рассчитанные на немедленное боевое применение и автономное ведение боевых действий.


- Получат ли ВДВ в ближайшем будущем новое стрелковое оружие? Какие требования к нему предъявляете?

- Время не стоит на месте, и на смену автомату Калашникова, который верой и правдой служит нам уже более полувека, должны прийти новые улучшенные образцы, которые вдвойне необходимы для выполнения стоящих перед ВДВ спецзадач. Требования же к перспективному стрелковому оружию просты и все те же: высокая точность стрельбы, кучность, дальность, всепогодность, надежность.


- Когда ВДВ получит на снабжение новый парашют Д-12?

- "НИИ Парашютостроения" в инициативном порядке и на свои средства разработал этот новый парашют, дав ему название "Листик" - по форме эти парашюты вытянутые, а не круглые. Два десятка таких парашютов проходят сейчас заводские испытания при участии представителей ВДВ. Результаты радуют, но о сроках серийной поставки в войска, и даже о начале государственных испытаний говорить пока рано.


- Ну и заключительный - больше личный вопрос. Несмотря на ранения и травму, полученную в 2010 году в автокатастрофе, вы ежегодно участвуете в крещенских купаниях в проруби. Как вы себя чувствуете, как оцениваете свое здоровье, планируете еще прыгать?

- Сегодня я, слава Богу, уже в норме, и по заключению медицинской комиссии годен для прохождения службы в Вооруженных Силах. Конечно же, приходится следить за здоровьем, для чего регулярно плаваю и занимаюсь в тренажерном зале. И хотя для совершения прыжков пока еще есть некоторые ограничения, к концу года, надеюсь, они будут сняты.


Корреспондент РИА Новости Игорь Андреев. 22.02.2012.

Источник